О компании »
Томас Джонстон Липтон – основатель чайной компании
Нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не попробовал чашечки ароматного чая торговой марки «Липтон». Вдыхая аромат и наслаждаясь прелестью вкуса чайного напитка, невольно задаешь себе вопрос: «Кто Он?» и «Каким Он был?» - человек, создавший это чудо, покорившее миллионы сердец.
Томас Липтон - сегодня это легенда
Так уж сложилось, что с торговым делом Томас Липтон познакомился еще в 5-ти летнем возрасте. Маленькому мальчику пришлось помогать родителям в их бакалейной лавке расположенной в городе Глазго. Нельзя сказать, что торговый бизнес Томасу очень нравился, по крайней мере, он не желал, как его родители провести всю жизнь за прилавком, угождая покупателям – его привлекала Америка. Ежедневно мальчик думал о Новом Свете и представлял себе, как пересекает Атлантический океан. В 15 лет его мечте суждено было сбыться.
Первые три года жизни на чужой земле Липтону пришлось скитаться по штатам в поисках работы. Но в период, когда вся страна после Гражданской войны поверглась в экономическую депрессию, хорошую вакансию было найти трудно. За это время, чтобы выжить, юноше приходилось работать в Вирджинии, где он с утра до ночи скручивал табачные листья, в Южной Каролине - набираться опыта по выращиванию риса. И все же судьбы бакалейщика он не избежал.
Наступивший 1868 год преподнес ему подарок. Липтона приняли в один из нью-йоркских универмагов, продавцом бакалейного отдела. Именно здесь Томасу удалось увидеть функционирование, мало распространенной на то время, формы торговли. В таких универмагах было продумано все до мелочей, от того как должен быть расположен товар и как его лучше разрекламировать до особого общения с покупателями. Набравшись опыта и скопив 100 фунтов стерлингов, в 1871 году Липтон принимает решение вернуться домой.
Возвращение в родную страну
По прибытию в родной город Глазго, Томас Липтон вкладывает заработанную сумму денег в начатый родителями бизнес – бакалейный магазин. Здесь будущему крупному бизнесмену и пригодился опыт, который он накопил, работая в Америке. Но этого было мало, надо было больше денег. Их нехватка заставила Липтона одновременно выполнять обязанности продавца, управляющего, посыльного и закупщика. Чтобы привлечь клиентов, в ход была пущена реклама предлагаемой продукции, для этого Липтону пришлось проявить изобретательность и фантазию. Забавные картинки на витринах, еженедельно меняющиеся плакаты-приглашения, которые рисовал нанятый Томасом карикатурист, и удивительным образом разложенная продукция сделали свое дело. Днем и ночью от посетителей не было отбоя.
Прошло более десяти лет, теперь Липтон имеет на территории западной Шотландии 20 торговых точек. В 1885 году становится владельцем расположенных в Чикаго продовольственных складов и фабрики по упаковке пищевой продукции. Несколько позже, уже довольно состоятельный человек, вкладывает деньги в развитие собственных магазинов в Америке.
Пройдя сложную школу жизни и собрав значительную сумму, уже хорошо известный в Великобритании торговец Томас Липтон, неожиданно для конкурентов открывает в 1890 году чайный бизнес.
Время для старта
Единственный в тот период напиток, который составлял конкуренцию чаю, был кофе. Его дефицит объяснялся заболеванием кофейного листа на плантациях Цейлона. Вскоре на земле в тех местах начали выращивать чайные кусты. Из-за этого стоимость цейлонских плантаций резко снизилась, и они были распроданы с молотка. По мнению Липтона, это было хорошее время для старта, чтобы открыть новый бизнес. Великий предприниматель скрыл от конкурентов свои планы и, отправившись будто бы в Австралию по торговым делам, тайно посетил Цейлон, где и приобрел 5500 акров засаженных чайными кустами.
Время неугомонно шло вперед, вместе с ним разрастался и бизнес Липтона, который бесстрашно завоевывал чайный рынок. На его плантациях были применены все существующие в то время технические новшества. Чай с плантаций доставлялся к месту переработки по канатной дороге, придуманной для этого Липтоном. Чайный флот Липтона (вначале, парусники, а потом пароходы) прибывал в порт, где его встречало музыкальное сопровождение оркестра. «С плантации прямо в чашку» - под таким девизом шла успешная торговля этим напитком.
Став известным и крупным плантатором, Липтон в первую очередь позаботился о том, чтобы его продукция была доступна людям различных уровней жизни. Чтобы доказать публике, что чай «от Липтона» заслуживает больше внимания и значительно отличается от дешевых чаев с плохой репутацией (ранее в чай подмешивался овечий помет), предприниматель внедрил в свою компанию лучших специалистов по составлению чайных смесей. С их участием вкус чая улучшился, так как для различной по жесткости питьевой воды, которую использовали люди в различных городах, были разработаны свои чайные смеси. И это еще не все, настоящим ударом для конкурентов стал период, когда весовой чай «от Липтона» начали расфасовывать в отдельные картонные пакеты. Публика узнавала чай по красиво оформленным упаковкам и отдавала ему должное.
На этом можно было бы и закончить рассказ, если бы один исторический момент не дал ход дальнейшей истории
В 1908 году американский торговец чаем Томас Салливан, даже не ведая о том, что в скором времени вдохновит своим открытием крупнейшую в мире чайную компанию «Липтон», принял решение доставлять чай клиентам в специально сшитых для этого шелковых пакетиках. Идея пришлась всем по вкусу, чай можно было заваривать прямо в пакетиках и не беспокоиться об использованных чаинках. В результате компания Томаса Липтона стала одной из первых продавать свой чай в одноразовых пакетиках.
Доведенный до совершенства чайный напиток покорил не только обычных смертных, но и королевский двор, за что в 1897 году Томаса Липтона по указу королевы Виктории посвятили в рыцари.
Нажитое непосильным трудом состояние Томаса Джонстона Липтона, после его смерти было передано благотворительной организации.
Чайная империя Липтона в 1972 году была продана англо-голландской компании Unilever.